?

Log in

logo

January 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Powered by LiveJournal.com
logo

Ответы на вопросы

Вот мне интересно, что из моих ответов можно будет взять в статью, если позиции интервьюируемого и интервьюера настолько кардинально расходятся?


Ольга, В деловой еженедельник Деньги (ИД КоммерсантЪ) я готовлю статью на тему <Бизнес на шарлатанстве (услугах магов, волшебников и т.д.)>.
Формат статьи - <наш корреспондент позиционируется магом, оказывающим услуги населению и пытается на этом заработать>. Соответственно, будет репортажная
часть (как искал клиентов, как с ними общался, как оценил вложения, какая наметилась отдача и т.д.) + материал (цитаты, ссылки) от экспертов-знатоков этого рынка.
Сразу поясню - статья будет с юмором, вопрос "а, вдруг, это есть" не ставится - мы советские пионеры и материалисты.


Уважаемый NN, несмотря на кажущуюся простоту Ваших вопросов, отвечать на них оказалось адски сложно. Потому как то, что я знаю о магии, конечно же, может быть поданым в формате «это шарлатанство, ну и что, тоже бизнес», но тогда вам нужно искать того, кто работает так – и спрашивать именно его, а не меня.
Я попробую ответить на Ваши вопросы и сделать за Вас некоторую часть работы еще и потому, что вчера, когда думала об этих вопросах, попыталась представить себя на Вашем месте. Да, неподготовленному человеку при виде всего этого дикого околомагического разнообразия не позавидуешь. Тем не менее, мне хотелось бы отметить, что, вне зависимости от Вашего, моего или чьего-то еще отношения к подлинности вопроса, рынок магических услуг – это вполне обычный рынок, и на нем работают такие же компании/люди, как и на любом другом рынке. Именно поэтому ответы на некоторые Ваши вопросы, мягко говоря, получились расплывчатыми. Ведь чтобы получить реальную картину одного респондента всегда мало и Вы это наверняка знаете не хуже меня.

Вопросы и ответы:
1. Какие мистические (волшебные) услуги сегодня наиболее востребованы населением? (Гадание, снятие порчи, вызов духов, заговор на деньги и т.д.) Какие методики (направления магии) в моде на рынке? (Фантазирую - <православный маг> катит, а <чукотский шаман> - уже нет)

Вечные темы в этом бизнесе – любовь и деньги. Баланс между ними обуславливается текущей ситуацией в мире, финансовыми показателями, уровнем жизни в стране. Например, в кризис в газетах увеличилось количество объявлений об услугах по «увеличение денежных потоков», «притяжению(!) доходов», «неразменном рубле» и прочих способах удовлетворить основную мечту большинства клиентов на тот момент. В периоды же, когда экономическая ситуация стабильна, на первый план выходит «любовь-морковь», то есть все, что связано с обустройством личной жизни клиентов, либо повышением её качества. Сюда же, можно отнести и «снятие порчи» и «раскрытие каналов кармы», «обрубание энергетических хвостов» и прочая.
Мне кажется, что тем, кто работает на этом рынке пора все же задуматься над чудовищной повторяемостью и похожестью. Вы спрашиваете - какие методики в моде? Чтобы ответить на этот вопрос в заданном контексте, нужно понять, чем «православный маг» отличается от «шамана». Скажу Вам сразу – а ничем. Кроме того самого названия. Список услуг даже бывает одним и тем же. Так что, как мне кажется, ничего, кроме фонетической разницы и количества букв не меняется. Хотя я, конечно же, допускаю, что одному клиенту приятнее обращаться к услугам шамана, а другому посещать «православного мага». Это рынок, и каждый находит в нём нишу по себе. Ну и клиентов, естественно, тоже. Мне кажется, корни этой проблемы в том числе в том, что большинство клиентов, решивших прибегнуть к услугам мага, стараются особо об этом не распространяться. Как-то не принято у нас обсуждать в открытых дискуссиях магические темы. Даже такие, как способы поиска грамотных специалистов, или обсуждения соответствия заявленного магом и граням возможного. За последние годы люди в России научились выбирать дантистов, кредиты, адвокатов, рестораны и многое другое. Почему бы, им не научится выбирать грамотных магов, и, более того, отличать мошенников от настоящих мастеров своего дела? Кстати я надеюсь, что когда-нибудь это случится.

2. Что стоит за регалиями исполнителей в рекламе? Т.е. <белый маг, магистр Академии N-ской>, <потомственный колдун>, <черный рыцарь 17-й ступени> и т.д. (Названия перевраны, но по сути примерно такие). Они все выдуманы от балды, или действительно существуют какие-то объединения по интересам, центры внутренней сертификации и т.д.?

Как правило, это самоназвания. К моему большому сожалению, единой системы сертификации не существует – и это одна из самых больших проблем рынка в целом. За годы существования СССР была утрачена школа как таковая, механизмы передачи знаний практически прекратили своё существование, а маги пребывали в активном подполье. Насколько мне известно, в 90-е годы прошлого века было несколько попыток создать учебные заведения и сертификационные советы, но ни одна из этих попыток, как уже видно сегодня, успехом не увенчалась. Так что это вопрос будущего, причем хотелось бы чтобы – ближайшего.

3. Как регламентируются (контролируется качество надзорными (?) органами, проводится по бухгалтерии, платятся налоги и т.д.) услуги, которых как бы в природе вообще не существует?
Как вы полагаете, если бы эти услуги не существовали, люди бы за них платили? причем, как правило, деньги далеко не маленькие. Если маг берется за работу, у него есть один, зато совершенно правильный критерий получилось/не получилось – это отзыв клиента о том, что желаемое им событие произошло. Не улучшилась/ухудшилась жизнь, а произошло.
При этом конечно же никаких регламентов, кроме наличия у мага совести и ответственности нет. Поэтому платить налоги или не платить каждый решает сам за себя. Существуют способы сделать это в рамках существующего законодательства, поэтому многие платят – и спят спокойно. Кто-то не платит – но опять же, на любом рынке такие люди встречаются, и это не назовешь особенностью, присущей только магической сфере.

4. Как ищутся клиенты? (Какая реклама наиболее эффективна, есть ли тут постоянные клиенты, как с ними строятся отношения и т.д.)
Опять же, как и в любом бизнесе, зависит от целей предприятия и его руководителя. Кто-то вкладывает в свою раскрутку деньги, участвуя в телевизионных и радио программах, кто-то предпочитает читать лекции по интересам в тематических сообществах, кто-то рекламируется в газетах, а кто-то обходится услугами «сарафанного радио». Универсального рецепта нет, да и не может быть. Это все равно, что сравнить маленькую палатку по ремонту обуви с пресловутыми Louboutin и попробовать их привести к общему знаменателю. Нереально, или я ошибаюсь? Как Вам кажется?
По поводу постоянства клиентов - опять же сложный вопрос. Думаю, если человек обращается к профессионалу – тот всегда сможет понять, в чем его основная проблема(даже если первоначально клиент пришел с совсем другими жалобами). Если эта проблема решается – то постоянство здесь и не нужно.
ПРи этом я не беру категорию людей, которые «всегда недовольны» - здесь совсем отдельная тема и раскрывать её слишком долго. Могу сказать, что я с такими клиентами не работаю, просто отказываюсь под какой-либо благовидной причиной. Точно также я не работаю с психически неустойчивыми людьми, ибо своя психика дороже, а безумие просто опасно для окружающих, с моей точки зрения.

5. Портрет типичного клиента (пол, возраст, образование, место рождения, профессия, доходы, диагнозы и т.д.)
Совершенно разные люди. Это всё равно, что попробовать нарисовать портрет типичного покупателя машин. Кто-то покупает изделия отечественного автопрома в кредит, кто-то собирает в гараже коллекционные олдтаймеры. И оба этих человека могут быть клиентами магических салонов.

6. Конкуренция на этом рынке
Как и на любом другом, она высокая. Именно поэтому маги так ценят репутацию.

7. Ценообразование. Назовите средние цены по рынку за разные популярные услуги. Какая система (почасовая, по факту и т.д.). Видел в объявлениях надписи <сколько дадите>:
Как правило, первый прием у профессионального мага платный. Цены совершенно разные, от нескольких сотен до десятков тысяч рублей. Иногда цена первичного приема вычитается из общей стоимости работ, иногда – нет. Профессионалы прекрасно осведомлены о своей стоимости и не стесняются называть цены. Вы представляете себе ну, например, известного художника, который, продавая свои картины, назвал бы цену «сколько дадите»? Мне кажется, что такая формулировка яснее ясного говорит о том, что в данном случае клиент рискует встретиться с мошенниками. К сожалению, рынок специфичен, и крайне трудно поддается каким бы то ни было попыткам классификации. Именно поэтому стандартная услуга «приворот» может стоить от 100 долларов где-нибудь «в глуши, в деревне, в Саратове» до десятков тысяч долларов у раскрученного специалиста. Причем клиент всегда рискует - можно в первом случае получить адекватную помощь, а во втором – ничего, кроме потраченных денег, а может быть и наоборот.
Почасовая схема оплаты эффективна в случае, когда требуется работа на грани магии/психологии либо других прикладных наук, а такие потребности у клиентов тоже часто встречаются. В общем, и здесь всё весьма индивидуально.

8. Форматы оказания услуг:
- в точке приема (кабинет, офис, у себя дома)
- дома у клиента
- нужны ли помощники, антураж, реквизит и т.д.?

Каждый выбирает как ему удобнее. В общем и целом, если маг настоящий – ему практически всё равно, где работать – поэтому возможно всё перечисленное и многое другое. Помощники лично мне не нужны, реквизит и антураж – тоже. Мне кажется, что самое главное – сделать так, чтобы пришедшему к тебе клиенту было удобно и комфортно. Ну а если человек очень хочет фокусов – я просто подарю ему билет в цирк, так будет намного лучше для всех.

9. Заработок (не Ваш лично) на этом рынке.
Не так давно на РБК была заметка о том, что в Италии в прошлом году 10 миллионов человек обратились за магической помощью и истратили на это больше 6 миллиардов евро. Вам остается только адаптировать эти цифры к России в сравнении с её размерами и бюджетом, и Вы получите примерную цифру.

10. Результативность, довольство клиента.
Понятно (поправлю - мне как советскому пионеру понятно), что услуга есть просто разговор-шоу. Понятно, что есть технологии убедить клиента в том, что услуга оказана качественно, маг сделал все, что мог. Типа, <порчу сняли, но
энергетический хвост мешает>. Однако, расскажите подробнее о приемах (почти как у фокусников-гадателй в цирке), которые Вы знаете.

Про билеты в цирк я уже упоминала, про результаты работы – тоже. Я знаю только один критерий успешности выполненной работы – произошло заказываемое событие или не произошло. Причем да, бывает так, что клиент недоволен и оказывается «совсем не этого хотел». Но согласитесь, к факту события это отношения не имеет. А вот для того, чтобы свести к минимуму негативные последствия для всех, нужна своеобразная техника безопасности. Поэтому, например, прайс моей компании называется «Инструкция по применению».

11. Какие риски у мага со стороны клиента? (потребует назад свои деньги, подаст в суд, подаст в милицию (статья мошенничество), придет бить морду и т.д.)
Да, естественно, если услуга не оказана или оказана в неполном объеме, клиент вправе потребовать назад свои деньги. И Маг, если это настоящий маг, конечно же, их вернет – ему так проще. В нематериальных сферах слишком легко заработать много проблем из-за невозврата денег в этом случае, и специалисты этим не рискуют. Остальное – нет, как правило, не возникает. Ну, или такие случаи старательно спускаются на тормозах, и я о них не слышала, не исключаю.

12. Советы начинающему магу на потребительском рынке - с чего начать?
Сесть и подумать – почему и для чего вы хотите этим заняться?
Если действительно хотите – всё получится.

Указанные вопросы просто канва. Пишите все, что считаете нужным рассказать по теме. Если не хотите, чтобы что-то цитировалось от Вашего имени, то тоже пишите с пометкой <анонимно>. Перед публикацией все цитаты (в контексте) пришлю на утверждение. Ответы нужны в четверг, 22 апреля.
Пожалуйста, подтвердите получение этого письма и участие.
С уважением, NN, КоммерсантЪ-Деньги.

В общем особенно добавить нечего - в ключе Вашего восприятия вопроса. Но если Вы захотите написать статью о том, что такое магия по-настоящему, Вы всегда можете ко мне обратиться :).
С уважением, Ольга.

Comments

здравствуйте, Ольга. спасибо за информативный текст. у вас интересный дневник, теплый. и о магии хотелось бы поподробнее. считаете ли вы, что у человека есть судьба, творимая волей Божьей, и что он храним Богом и ангелами, и этого достаточно? вмешавшись в судьбу, что можно спровоцировать и какова будет расплата? и почему церковь категорически против магии? мои вопросы выглядят, будто заданы глубоко (если не фанатично :)) церковным человеком, но это совсем не так. просто я верю в бога, а в магию - нет, простите. но хочу услышать ваше компетентное мнение, спасибо
Интересные, обстоятельные ответы, Ольга. Приятно было почитать, вне зависимости от моего личного отношения. Перешла к вам по ссылке из сообщества ru-travel, если не ошибаюсь, была тема про немецкое кладбище. С удовольствием буду читать вас, у меня сразу возникла идея обратиться к вам за помощью по одному очень важному для меня вопросу, но, надеюсь, будет правильнее пока не спешить, подождать естественного развития событий. Но приятно согревает то, что в случае отчаяния вы как волшебница смогли бы (наверное) прийти ко мне на помощь.
С уважением, Яна.
Спасибо. Всегда рада. :)